Автор Тема: Распиновка  (Прочитано 1513 раз)

Оффлайн jaws

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10187
  • Karma: +504/-0
    • Просмотр профиля
Распиновка
« : Апрель 16, 2013, 10:53:15 pm »
Данная статья позаимствована у товарища "BREEZE", я бы даже уточнил - её написал BREEZE    http://www.c64.su


Сегодня мне бы хотелось уделить внимание такой не менее важной части любого компьютера как pinouts или, говоря по-русски, — распиновка. Для связи с внешним миром у Commodore С64 имеется 9 разъёмов: два разъёма Game I/O (Control port), разъём питания — Power, разъём для подключения картриджей Cartridge Slot (Expansion port), разъём для подключения телевизора - RF (Modular output), далее следует разъём совмещающий в себе Audio/Video, затем идёт Serial I/O, и завершают линейку два слота: Cassette и User Port.

С правой стороны Commodore С64 расположены два разъёма типа DB9: Control Port 1 и, соответственно, Control Port 2.


Согласно документации, данные порты используются для подключения: joystick, mouse или graphics tablet и имеют следующие значения пинов.

Control Port 1:
1. JOYA0 (up/вверх)
2. JOYA1 (down/вниз)
3. JOYA2 (left/влево)
4. JOYA3 (right/вправо)
5. POT AY (mouse или graphics tablet up/вверх - down/вниз)
6. BUTTON A/LP (fire/огонь)
7. 5V (питание макс. 100mA)
8. GND (земля)
9. POT AX (mouse или graphics tablet left/влево - right/вправо)

Control Port 2:
1. JOYB0 (up/вверх)
2. JOYB1 (down/вниз)
3. JOYB2 (left/влево)
4. JOYB3 (right/вправо)
5. POT BY (mouse или graphics tablet up/вверх - down/вниз)
6. BUTTON B (fire/огонь)
7. 5V (питание макс. 100mA)
8. GND (земля)
9. POT BX (mouse или graphics tablet left/влево - right/вправо)

Для проверки работоспособности подключенного джойстика, можно воспользоваться небольшой программой на BASIC, которая покажет состояние порта:

10 PRINTCHR$(147)
20 PRINT"PORT 1:"PEEK(56321),"PORT 2:"PEEK(56320)CHR$(19):GOTO20


При старте (в режиме покоя) значения PORT 1 и PORT2 будут 255 и 127 соответственно. При нажатии кнопок значения будут меняться следующим образом:

up/вверх = 254/126
down/вниз = 253/125
left/влево = 251/123
right/вправо = 247/119
fire/огонь = 239/111

UPD: Так же как и в классическом ATARI-джойстике контакты Up/Down/Left/Right и Fire замыкаются на землю. (Питание 5в используется для режима autofire, питания mouse или graphics tablet) Для надёжности специально прозвонил джойстик, который достался в комплекте с C64.

Рядом с Control Port расположен выключатель и разъём питания — power.


Питается Commodore С64 от двух смешанных питаний переменного (AC) и постоянного (DC) тока. Назначение контактов следующее:

1,2,3 - GND (земля)
4 - не используется или подаётся 5V DC
5 - 5V DC (в модели С64 - 1.5A и в модели C64C - 1.7A)
6,7 - 9V AC (1.0A)

На задней панели Commodore C64 расположены разъёмы для подключения периферии, монитора и звука.


Первым с левого края расположен Expansion port или, как его называют в документации, Cartridge Expаnsion Slot. Обратите внимание на буквы, в документации пропущены: G,I,O и Q. Не ошибитесь считая контакты!

Cartridge Expansion Slot:

1.  GND                12. BA                                  A. GND                       N. CA9
2.  5V                  13. DMA                                B. ROMH                     P. CA8
3.  5V                  14. CD7                                C. RESET                     R. CA7
4.  IRQ                 15. CD6                                D. NMI                        S. CA6
5.  CR/W              16. CD5                                 E. S 02                       T. CA5
6.  Dot Clock         17. CD4                                F. CA15                       U. CA4
7.  I/O 1               18. CD3                                H. CA14                      V. CA3
8.  GAME              19. CD2                                 J. CA13                      W. CA2
9.  EXROM            20. CD1                                 K. CA12                      X. CA1
10. I/O 2              21. CD0                                 L. CA11                      Y. CA0
11. ROML              22. GND                                M. CA10                      Z. GND


Черта сверху названия сигнала, как например у RESET, означает, инверсный сигнал.

Судя по пинам, схема очень похожа как в ZX-Spectrum: 16(bit) адресных сигналов СА0-CA15, и 8(bit) сигналов данных CD0-CD7. Здесь же выведены RESET, питание и другие сигналы процессора. Более детально Expansion Slot мы рассмотрим когда будем разбирать один из таких картриджей :)


Сразу за слотом для картриджа идёт переключатель каналов и разъём RF (высокочастотный сигнал) - для подключения Commodor'а к телевизору, по средствам антенного кабеля.

Далее расположен разъём для подключения монитора и вывода звука - Audio/Video. Вместо монитора можно также подключить телевизор, но уже используя низкочастотный сигнал через SCART или RCA jack(в просторечии «тюльпан»).



Audio/Video:

1. Luminance
2. GND (земля)
3. Audio Out (звук выход)
4. Video Out (видео выход)
5. Audio In (звук вход)

Не пронумерованные контакты в документации не значатся и, скорее всего, зарезервированы для будущих расширений.


Если в комплекте нет фирменного кабеля для подключения к телевизору, можно его изготовить самостоятельно. Не смотря на то, что в разъёме 8 пинов, используется из них только 5, поэтому наш отечественный штекер СШ-5 с пятью контактами подойдет без проблем. Главное в этом деле аккуратность и не коротнуть ничего на Audio in!! Малейшая статика может вывести из строя SID :( он очень чувствителен!!


Как видно из схемы, для подключения через SCART понадобиться дополнительное питание 5 для переключения телевизора в режим AV. Для подключения через RCA («тюльпан») такой необходимости нет. Звук у Commodore С64 моно, поэтому один audio-выход.

Если вы все правильно спаяли, то получите стабильную картинку. Проверить звук можно написав пару строк на BASIC для SID:

5 REM C64 SID 3-VOICE TEST PROGRAM
10 FORL=54272TO54296:POKEL,0:NEXT:POKE54296,15:GOSUB60
20 POKEW,17:POKEA,9:POKEHF,15:POKELF,35:POKES,128:GOSUB50:GOSUB70
30 POKEW,17:POKEA,9:POKEHF,20:POKELF,40:POKES,128:GOSUB50:GOSUB80
40 POKEW,17:POKEA,9:POKEHF,25:POKELF,50:POKES,128:GOSUB50:GOTO10
50 FORX=1TO2000:NEXTX:RETURN
60 W=54276:A=54277:HF=54273:LF=54272:S=54278:RETURN
70 W=54283:A=54284:HF=54280:LF=54279:S=54285:RETURN
80 W=54290:A=54291:HF=54287:LF=54286:S=54292:RETURN


Если вы всё подключили верно и набрали без ошибок, вы услышите тест-сигнал, постепенно появляющийся для каждого канала.


Рядом с Audio/Video расположен разъём Serial, который используется для подключения дисковода и принтера.

Serial I/O:

1. SERIAL SRQIN
2. GND
3. SERIAL ATN IN/OUT
4. SERIAL CLK IN/OUT
5. SERIAL DATA IN/OUT
6. RESET

Завершают ряд периферии слот для подключения магнитофона - Cassette и User Port, который используется для подключения модема и RS232 коммуникационного картриджа.


Обратите внимание — контакты здесь дублирующие (верхние и нижние, видимо для надёжности)

A-1 GND
B-2 5V
C-3 CASSETTE MOTOR
D-4 CASSETTE READ
E-5 CASSETTE WRITE
F-6 CASSETTE SENSE

Обратите внимание на буквы, в документации пропущены: G и I. Не ошибитесь считая контакты!

1. GND (земля)
2. 5V (макс. 100mA)
3. RESET
4. CNTI
5. SP1
6. CNT2
7. SP2
8. PC2
9. SER.ATN IN
10. 9V AC (макс. 100mA)
11. 9V AC (макс. 100mA)
12. GND (земля)
A. GND (земля)
B. FLAG2
C. PB0
D. PB1
E. PB2
F. PB3
H. PB4
J. PB5
K. PB6
L. PB7
M. PA2
N. GND (земля)

 

На этом свой небольшой рассказ мне бы хотелось закончить. Удачи с подключениями!









« Последнее редактирование: Апрель 17, 2013, 12:35:10 pm от jaws »